Путешествовать можно по-разному. С экскурсиями или самостоятельно, с большим чемоданом или рюкзаком за плечами, планируя за полгода или спонтанно “выхватив” горящий тур. С планированием, чаще всего, тоже понятно. У самолетов и поездов есть расписание, машина проезжает определенное количество километров за определенный период времени.

Но мне с путешествием особенно повезло. Яхтенный товарищ и сосед по яхт-клубу позвонил как-то в середине июня и спросил: “Не хочешь в Киев? Выезд послезавтра. Нужно перегнать моторный катамаран из Днепра в Киев”. А когда мы будем в Киеве, какие брать обратные билеты, на когда договариваться о встрече с киевскими друзьями? Неизвестно. При благоприятных условиях три дня, при неблагоприятных — возможно, и все семь. Ну, в Киев так в Киев!

Катамаран является, фактически, большим плотом с двумя моторами, крышей и ходовым мостиком (fly bridge) на уровне крыши. из закрытых помещений только гальюн, палуба и камбуз открыты, но могут зашториваться по всему периметру.

Итак, мы залили на заправке Бартоломео несколько сотен литров топлива в баки и канистры, заехали в супермаркет за едой (помимо еды и прохладительных напитков, взяли три бутылки водки — чтобы менять рыбакам на рыбу), заправили газовый баллон газом, и затарили все это дело на катамаран.

Днепр — Кременчуг

Я поднялся на борт с первыми лучами солнца, Сергей завел моторы и мы двинулись вверх по большой реке.

Город очень красив в золотом солнечном свете. Тем более, на катамаране fly bridge преодставляет обзор мало того, что с реки, так еще и с высоты. Из Днепра мы выходили наблюдая, как солнечные лучи играют в стеклах многоэтажек, а над ж/м Солнечный парят воздушные шары.

Проходя под мостами, огибая рыбацкие лодки и виляя вслед за руслом вправо и влево, мы двигались в сторону Каменского.

Многоэтажные дома и жилмассивы сменялись крышами и куполами цервквей, которые едва выглядывали из зеленых рощ, звуки города полностью сменились пением птиц, шелестом камыша и звуком воды. Ровный рокот двух двигателей, правда, ничем не сменился.

На подходе к Каменскому течение ощутимо усиливалось, а наша скорость, в свою очередь, ощутимо падала. Из-за деревьев показались трубы и облака черного дыма. Навстречу нам двигался надувной парусный катамаран, полный экипажа и вещей. К полудню мы уже подходили к гидроузлу.

Связались с диспетчером, доложились, стали ждать наполнения камеры, заодно и пообедали.

Конечно, после Запорожского шлюза остальные уже не так впечатляют. Знакомые операции — подошли, стали на рым, поднялись, ворота открылись, вышли в простор водохранилища.

Водохранилище во время штиля похоже на огромное зеркало, в котором отражается бескрайнее небо. Вокруг далекие берега, башни облаков и птицы, птицы…

Кстати о птицах. На закате на траверзе Мишурина Рога мы подошли к острову, который когда-то был зеленым островом с деревьями. Сейчас это дом для бакланов, чаек, уток, аистов… Птиц много, но деревья жалко, конечно.

Солнце садилось, небо гасло, зажигались огни судоходной обстановки, а мы подходили к Горишним Плавням. Почти в полночь в темноте зашли в Кременчуг, поэтому место для стоянки искать было некогда, стали на якорь наугад в живописной бухточке, населенной аистами. Сергей ушел спать, а я остался на вахте. Надо сказать, что, несмотря на летний месяц июль, на переходе жарко не было. Во время движения все время присутствует хоть небольшой, но ветерок, мы скрыты тентом от прямых лучей солнца, так что жара не ощущается, очень комфортно. Но этой ночью на воде я довольно сильно замерз, несмотря на то, что надел на себя все немногие теплые вещи (лето же, в городе была сильная жара).

Остаток ночи я наблюдал и слушал,  как плещется большая рыба в реке, вдоль берега ходят аисты, а вокруг квакают всякие лягушки и жабы. Особенно удивительно то, что это происходило в паре сотен метров от городской набережной (лейтенанта Днипрова).

Кременчуг — Светловодск

Подъем начался в 5 утра — на 6 часов мы договорились о заправке в яхт-клубе “Посейдон”. Однако, по приходу в Посейдон оказалось, что заправщик вечером что-то праздновал и не планирует быть раньше полудня, а клиенты пускай идут на север. Пришлось вернуться в “Афины”, мимо которых мы проходили ранее, и там заправиться. Шлюзовку пришлось некорое время подождать, так что, несмотря на ранний подъем, прошлюзовались мы около 12:00.

Вышли в аванпорт шлюза и оказалось, что наверху по водохранилищу дует довольно сильный встречный ветер. Такой, что прогулочная яхта с пассажирами предпочитает дрейфовать в авкватории аванпорта, прячась от ветра, вместо того, чтобы бороздить просторы водохранилища. Поборовшись с полчаса со встречным ветром, стало понятно, что таким образом продвигаться вперед мы не будем, а вот жечь беспрерывно топливо — будем. По прогнозу сильный ветер завтра должен был смениться попутным штилем, так что было решено решено переждать ветер в Светловодском яхт-клубе Кристалл.

Яхтсмены, как правило, друг другу рады и всячески помогают. Но тут в яхт-клуб заходила непонятная моторная штука, а то, что экипаж состоит из яхтсменов, было совсем не очевидно. Но, тем не менее, когда мы доложились вахте яхт-клуба, нас приняли очень доброжелательно и предоставили бесплатную стоянку на время непогоды, сославшись на морской обычай.  Уже после этого в разговоре Сергей с директором яхт-клуба вспоминали чемпионат Украины 2013 года, где экипаж “Виктории” с Сергеем и Валерой стал чемпионом Украины.

Пока Сергей спал после вахты, я сходил посмотреть на округу и докупить припасов. Когда вернулся, разобщались с экипажем яхты Сюрприз (ЛЭС-35), и в дружественных беседах прошел остаток дня.

Светловодск — Черкассы

Утром прогноз подтвердился, и мы, тепло попрощавшись, продолжили свой курс на северо-запад. В этот момент стало понятно, что предыдущие прогнозы по времени путешествия дают сбой, и что планировать дальше бессмысленно, поэтому мы просто шли по водохранилищу, не обращая внимание на время на часах, день недели и число календаря.

Кременчугкое (кстати, почему оно Кременчугское, а не Светловодское?) водохранилище поражает своей необъятностью и высокими берегами. Однако, судоходная обстановка практически отсутствовала, что компенсировалось большим количеством сетей везде, включая фарватер. Пару раз я даже наезжал на сеть, но предварительно переключался на нейтраль, так что обошлось без наматывания сетей на винты.

Ближе к вечеру нам встретилась первая в непосредственной близости рыбацкая лодка, но рыбаки, для которых мы припасали водку (запасы которой к тому моменту слегка иссякли), сказали, что они только что поставили сети и рыбы у них нет. Ну, нет так нет, продолжим питаться преимущественно яйцами. Так недолго и начать кукарекать…

Мы подходили к Черкассам, где мы планировали переночевать и встретиться с Вовой, нашим одноклубником, который планировал снимать видео и аэровидео для своего проекта.

Пришвартовались прямо на набережной Черкасс, возле речпорта и в 15 метрах от кафе с вкуснейшим разливным пивом, которое было очень кстати, несмотря на то, что мы от жары не изнывали. После вкусного ужина и созерцания вечерней жизни Черкасс ( прогуливающиеся парочки, приятная музыка, прогулочные теплоходы и яхты), провели несколько экскурсий по катамарану для местных жителей. На ночевку решили перейти в яхт-клуб “Парус”.

В полной темноте, по лоции, на ощупь пошли в яхт-клуб. И очень приятной неожиданностью было то, что светловодские яхтсмены заранее позвонили в Черкассы и предупредили, что могут зайти днепровские братья по парусу на непонятной полутораэтажной многокорпусной штуке с моторами. Так что нас ждали, поставили на стоянку и мы, поужинав, легли спать.

Черкассы — Канев

Попрощавшись с черкасским яхт-клубом, мы продолжили наше путешествие уже втроем, расширенным составом. Вова снимал красоты с воздуха, мы проходили под длиннющим мостом. За Черкасами русло стало уже, а берега интереснее. Большое количество островов, заток, рукавов… На берегах видны небольшие палаточные лагеря, халабуды рыбаков, разные конструкции возле домов на берегу. Пообедав в красивой живописной бухте, мы продолжили свой путь.

На подходе к Тарасовой горе мы встретили несколько больших стай гусей, которые летели одним курсом — на север. Под Тарасовой горой сделали остановку — Вова коптером полетел снимать памятник Кобзарю.

Канев показался интересным городом — девятиэтажные дома, которые стоят почти вплотную к берегу, на берегу играют дети, купаются взрослые, моют лошадей, народ катается на каяках и SUP-ах… Чтобы отдохнуть и пополнить запасы, стали возле двухэтажной бетонной пристани речпорта. И здесь впечатление было несколько другое. Довольно замусоренная бетонная конструкция, не особо вежливый народ интересуется нашим плавсредством, вокруг красивого здания речпорта мамы с пивасом выгуливают детей в колясках… В этом месте было не очень уютно и, заправившись продуктами, мы пошли к шлюзу.

Несмотря на то, что на нижнем бьефе был почти полный штиль, диспетчер ответила, что шлюзовать нас сегодня не будет, т.к. наверху плохая погода. Таким образом, еще какое-то время пришлось потратить в ожидании шлюзовки, и мы расположились на стоянку под заросшим деревьями берегом острова, на котором расположена Каневская ГЭС.

Канев — Киев

Получив добро на шлюзовку, в 6 утра мы вошли в камеру шлюза. Каневский шлюз запомнился красивым маяком с винтовой лестницей на моле аванпорта.

Каневское водохранилище отличается от тех, что ниже по течению более высоким песчаным обрывистым правым берегом, заросшим, преимущественно, соснами. Под таким берегом мы сделали небольшую остановку для видеосьемки с надувной лодки, которую мы для этого везли с собой. После обрывистых берегов показалась Украинка с ожиленной речной жизнью — парусные яхты, надувные моторные прогулочные катера, рыбаки, и целый разветвленный лабиринт из островков и отмелей.

К сожалению, на подходе к Киеву сел аккумулятор в фотоаппарате, и красивейший закат, которым нас встречал Киев, запечатлеть не получилось… Под Южным мостом нас встретили друзья на парусном катамаране, которые ждали нас уже не первый день, и мы зашли на стоянку в яхт-клуб будущей дислокации, финальную точку нашего путешествия. Нас уже ждали, и последний вечер похода прошел в отличной компании друзей с шашлыком, песнями, рассказами, байками и теплыми историями из яхтенно-речной жизни.

Таким образом, за пять дней мы предолели почти 500 километров, три шлюза, три водохранилища, увидели разнообразие флоры и фауны Днепра и отлично провели время. =)