01. Днепр — Даламан — Фетие.

Исторически сложилось так, что по реке на яхтах я хожу давно, в том числе и капитаном на собственной, но вот в море раньше на яхте быть не доводилось. Также, как не доводилось раньше бывать в Турции. (Эти два факта, скорее всего, добавят моим впечатлениям о поездке дополнительной восторженности).

О готовящейся поездке Алексей рассказал нам еще перед новым годом. И, поскольку времени для подготовки было достаточно, мест в экипаже хватало, а планов на апрель не было, мы с легкостью согласились.

map05

Заранее купили билеты Запорожье-Даламан и Бодрум-Запорожье, заранее оплатили нашу часть аренды яхты, и стали нетерпеливо ожидать отпуск.

Незадолго до даты вылета пришло уведомление от Pegasus Airlaine о том, что наш рейс из Запорожья отменен, и нужно выбрать другой рейс. Как выяснилось, аэропорт Запорожье временно прекратил работу в связи с тем, что размокла взлетная полоса.

Поменяли билеты на Харьков. За пару дней до вылета свой взнос сюрпризов внесла природа — после теплых марта и апреля внезапно похолодало и выпал снег. Хорошо, что мы летим на теплый юг, думали мы…

В Харьковском аэропорту встретились с семьей Папирных, зачекинились и, после недолгого ожидания, погрузились в самолет. Нам достались места возле аварийного выхода, где расстояние между креслами большое, так что долетели мы с комфортом.

Перебегая в Стамбуле из International в Domestic, краем глаза увидели красивейший рассвет, но вся фототехника была упакована в рюкзаки, так что мы его просто запомнили =).

Уже когда прошли контроль, в ожидании рейса попили кофе с чизкейками в Старбаксе.

В аэропорту мы встретились с Яриком и Светой, которые летели из Киева и уже ждали нас в аэропорту, и погрузились в микроавтобус.

Первым приятным впечатлением от Турции и турков было то, что на каждом сидении лежала бутылка с водой, что, после невозможности проносить воду на борт самолета и высоких ценах в аэропорту было более, чем уместно.

Также нам был выдан пароль от вай-фая так что те, кто не смотрел по сторонам — смотрели в смартфоны.

Дорога от Даламана до Фетие очень ровная, с красивыми пейзажами. Белые дома, море цветов, апельсины и лимоны на деревьях вдоль трассы — начало путешествия было отличным.

02. Эче марина

Сам город Фетие мы, к сожалению, посмотреть не успели, т.к. сразу приехали в Эче марину. Пока девочки и Ярослав закупались в супермаркете, который находится прямо на территории марины, мы с Лешей принимали лодку.

Ну как мы. Леша принимал, а я проверял по списку наличие разной матчасти. Не очень работающую ручку нам заменили быстро и сразу, плоттер настроили (как потом оказалось, нет), паруса мы проверили, все было в порядке, а тут и ребята прикатили тележку, доверху наполненную снедью.

Тут опять хочется отметить приятную деталь — в кают-компании нас ждал поднос со свежими фруктами и клубникой.

Пока все раскладывали вещи по рундукам, гонцы сбегали в супермаркет докупаться еще два раза (но кофе купить все-таки прошляпили).

«Ничего себе, 14.00, а мы уже все закупили и приняли лодку», произнес довольный капитан.

03. Сарсала

Все было готово, мы отшвартовались и ушли в Фетийский залив. В море дуло больше 30 узлов, но и в заливе мы маленько попрыгали на волнах.

Все были уставшие после дороги и сборов, так что сразу мы направились в бухту Малая Сарсала. Удивительное, красивое место, красивый ресторанчик, новый деревянный пирс и столики на берегу.

Подходя к пирсу мы обратили внимание на то, что у двух стоящих яхт под краспицей висели украинские флаги, мы стали третьими. Приветствовали друг друга по-украински.

В ожидании ужина мы прогуливались по окрестностям. На ужин нам готовили рыбку дорадо и барашка.

Для меня новым и неожиданно приятным был формат подачи блюд. Когда мы сели за стол, на столе уже был хлеб и судочки с разными намазками — мезэ. Йогурт с рубленым огурцом, овощи-гриль, что-то типа кабачковой икры… И у каждого стоял стакан с водой.

Так что, пока я ждал основное блюдо, пробовал разные мезэ. Для меня, кстати, было неожиданным то, что в счет включили только основные блюда и алкоголь. Хотя мезэ было столько, что можно было ничего другого и не есть =)

Рыба очень вкусная, барашек нежный, а после еды нам принесли еще и турецкий чай с горячей халвой.

На утро было намечено восхождение на местную горку на рассвете. Я проснулся задолго до рассвета и успел пофотографировать. Когда все участники прогулки были готовы, мы пошли вверх.

Тропа, которая ведет наверх, по рельефу и растительности очень напоминает крымские. Тропа хорошо маркирована, кое-где для удобства вырублены ступени — красота, а не подъем.
Сверху открывается красивый вид на обе Сарсалы (Большую и Малую) и Фетийский залив.

04. Фетийский залив

После прогулки мы позавтракали на яхте и вышли в залив. В море все еще сильно дуло, в заливе тоже ветра хватало, так что мы походили под парусом, попробовали матчасть, потренировались брать/отдавать рифы.

И к 16 часам мы вернулись в Сарсалу, т.к. всем там очень понравилось, и мы не нагулялись =)
Наш капитан, тем временем, успевал все. И выкладывать онлайн-репортаж в фейсбук, отдохнуть, и позашивать тент на яхте, и пожарить барашка…

Поужинали на яхте, сходили на горку посмотреть на закат, и пошли в ресторан пить чай с горячей халвой.

Надо отметить, что свободных столов в довольно просторном ресторане почти не было. А по телевизору показывали футбол, и официанты, и повара иногда сбегались к телевизору и яростно болели за свою команду. Что, впрочем, никак не сказывалось на высоком уровне обслуживания.

Тут я хочу также сказать что, несмотря на то, что в этом месте нет дороги в цивилизацию, и все коммуникации автономны, для посетителей построены большие (красивые !) и удобные туалеты и есть душ.

05. Переход в Чифтлик

Утром мы ушли еще до рассвета. Рассвет встретили под парусом в заливе. Вышли в море и направились на запад. Поначалу ветер был довольно сильный, но после обеда скис, и дальше мы шли под мотором.

Позже ветер понемногу задул, но полнейший левентик, а день уже клонился к вечеру. Так что, чтобы не лавироваться еще несколько часов, было принято решение зайти в Чифтлик.

Уже подходя к Чифтлику, услышали по радио сигнал Pan-pan. (Яхте требуется помощь, но угроза жизни экипажа отсутствует). Греческая яхта потеряла управление возле берегов Родоса.

06. Чифтлик

Решение зайти в Чифтлик, надо сказать, было очень правильное! Красивая бухта, пальмы на берегу и сосны по склонам. А на входе — красивый небольшой островок.

Мы подошли к ресторану Azmak и девушки побежали в душ, т.к. здесь он был горячий. Мужская половина пошла туда же, но с немного меньшим энтузиазмом =)

На ужин мы заказали сибаса на четверых, уж больно велика рыбка. Радушию хозяев мы уже не удивлялись. В магазинчике при ресторане докупили припасов, продавец очень неплохо разговаривает по-русски.

Вообще, все, с кем мы общались, владели английским на хорошем уровне (разве что кроме маленьких детей Мустафы в Бузук-Кале), так что проблем с коммуникацией не возникает.
В бухте очень интересная стояла публика. До нас в бухте уже стоял катамаран с колоритным немецким дядькой, возле нас стояла яхта Amel под названием Nasstasja с пожилой  парой.

К вечеру подтянулось несколько яхт с русскоязычными экипажами.
Поужинали вкусной рыбой. Также на столах стояли мезэ, которые мы пробовали в ожидании основных блюд.

Утром, около 7 утра мы с Ярославом зашли в кафе в надежде выпить по чашечке кофе. Работа в кафе уже бурлила, несмотря на то, что вечером гости сидели допоздна. Полы чисто вымыты, блестят, на столах свежие скатерти.

Нам сварили очень вкусный кофе по-турецки, который мы с удовольствием выпили. На вопрос, сколько с нас денег за кофе, услышали: «No, no money, my friends». Приятно.

Пока мы пили кофе, экипаж закончил водные процедуры и утренний моцион. Так что мы отшвартовались и взяли курс на Бузук-Кале.

07. Переход в Бузук-Кале

В Бузук-Кале шли частично под парусами, частично под гротом между берегом, изрезанным пещерами, мысами, заливами и очень красивыми островами.

На переходе я и Надя подверглись процедуре посвящения в морские яхтсмены путем выпивания морской воды под напутственную речь капитана. Вода, надо сказать, кристально чистая и, несмотря на соль, вкусная.

Практически на каждом переходе Леша выбрасывал на леске наживку на тунца. Тунец не клюнул, в отличие от чайки, которая нашей наживкой весьма интересовалась. А по левому борту вдалеке, в тумане, были видны берега Родоса.

До Бузук-Кале мы добрались в районе полудня. На подходе я потренировался швартоваться кормой. На фирменной лодке это гораздо проще, чем я привык, правда, тренировался я в «тепличных» безветренных условиях.

08. Sailors house и крепость Бузук-Кале

Сразу после швартовки мы с Лешей попрыгали в море купаться. Свежо, температура 17 градусов, но вода очень приятная.

Мустафы на месте не было, он уехал за покупками. В этой бухте также, как и в Сарсале, нет дороги и коммуникаций. Баранов и овец они выращивают на месте, свежую рыбу привозят рыбаки. Вода, насколько я понимаю, привозная и дождевая. Но и здесь очень хорошие туалеты, душ, везде очень чисто и аккуратно.

Варя сразу подружилась с детьми Мустафы. Они бегали, отлично общались друг с другом. Правда, на вопрос, на каком языке они общаются, Варя ответить не смогла, но получалось у них отлично.

Вокруг нас крутились местные собаки. Вообще, в Турции я отметил большое количество собак. И домашних и, я так понимаю, гуляющих самих по себе.

Мы небольшой экспедицией пошли на крепость. Поднялись на холм, который возвышается на мысу, и пошли по периметру крепости. Даже по сохранившемуся периметру, фундаменту и остаткам стен можно представить грандиозность крепости.

По пути обратно встретили несколько черепах, которые от жары прятались в камнях. Вообще, кроме первых двух дней, все остальное время на солнце было жарковато, а ведь это только апрель!

После обеда мы читали «Кондор и его команда», капитан ловил рыбу, попивая «капитанский мохито» (куриный бульон с петрушкой).

К вечеру мы сделали заказ на ужин — рыба, барашек, запеченый в фольге и meetballs. Также, как и раньше, счет выставлялся только за основные блюда. А мезэ здесь были вкуснющие!

10. Переход в Селимию

На рассвете я по традиции пошел фотографировать, а потом мы с Яриком, опять же по традиции, пошли пить кофе. С неизменным ответом на вопрос о цене. «No money, my friends!»

Из Бузук-Кале мы пошли в Селимию. Селимия находится в глубине очень красивого залива с большим количеством островов, островков и разнообразных мысов.

Шли, в основном, под движком, немного попарусили. Прошли мимо 1800-летнего византийского храма на острове Камелия

На этом небольшом островке расположены руины древнего Византийского монастыря и входящего в христианскую часть истории Турции. От монастыря осталось не так много. Часть старой крепостной стены и остатки часовни с элементами настенной росписи. […] Перед часовней сохранилось мозаичное полотно в виде солнечного диска с расходившимися лучами, выполненное в традиционном греческом стиле из морской гальки поставленной на ребро.

Сначала в планах было ночевать в ресторане Сардуния. Но мурингов у них не оказалось, и вообще, к нам никто особо не торопился.

Удивившись такому «радушию», мы отправились в муниципальную марину, где и стали на ночевку.

Поужинав гречкой с тушенкой (чтобы совсем не отвыкнуть от нашей пищи, да и зря мы ее, что-ли, тащили), мы отправились гулять по городу.

Городок очень красивый, уютный. Узкие улочки, черепичные крыши, местный базар вдоль набережной, рыбацкие лодки и прогулочные гюлеты.

На закате вернулись на борт. Тут мы вспомнили, что у нас с собой есть колода манчкина, и раскидали отличную партию. Заодно втянув в это дело троих новичков. В нашем полку прибыло!

Спать легли уже заполночь, что не помешало проснуться до рассвета.

12. Переход на Книдос

Поскольку стартовали мы на рассвете, ставший уже традиционным кофе сварили на яхте и на яхте же его и выпили. Пошли к выходу из залива, обойдя вокруг скал Зубы Дракона.

Поскольку штиль был абсолютный, надели на Ладу беседку и получилась отличная качель на спинакер фале.

1. Мы сажаем Ладу в беседку.
2. Лада качается над морем, ей хорошо.
3. Нам хорошо потому, что Ладе хорошо.
4. Вообще всем хорошо.
5. ???
6. PROFIT!!!

На подходе к Книдосу начало раздувать, все сильнее и сильнее, поставили паруса.

13. Книдос.

В Книдос мы пришли первыми, пирс был свободен, яхт не было, только несколько рыбацких лодок…

Порадовал ответ владельца ресторана на вопрос о стоимости стоянки «How much?» — «I will see». Но, когда мы сказали, что ужинать будем в ресторане, выяснилось что, как и в других местах, стоянка в таком случае бесплатна.

Пока не село солнце, мы сразу побежали в дрений Книдос. Причем, случайно получилось, что вошли через амфитеатр и пошли против часовой стрелки, настречу указателям маршрута. Также, как и в Бузук-Кале, и в Сарсале, наш капитан рассказывал много интересного о том, что мы видели вокруг.

Книд упоминается уже в гомеровских гимнах. В глубокой древности книдцы, считавшие себя потомками спартанцев, колонизировали Липарские острова и Корчулу в Адриатике. Геродот сообщает, что при наступлении персов во главе с Гарпагом книдцы безуспешно пытались прорыть канал с тем, чтобы превратить Триопийский мыс в остров Эгейского моря.

До 412 г. до н. э. Книд выступал на стороне Афин в войнах со Спартой, затем управлялся самими гражданами в духе демократии, в III в. признал власть Птолемеев. Славился обсерваторией астронома Эвдокса, медицинской школой и статуей Афродиты работы Праксителя. В римские времена сохранял автономию, обезлюдел к VII в. н. э.

В 1857-59 гг. развалины Книда были исследованы англичанами под руководством Ньютона, их главной находкой стала мраморная статуя Деметры. Во время раскопок 1970-х гг. археологами был вскрыт круглый в плане дорический храм Афродиты, в котором был обнаружен пьедестал легендарной статуи Афродиты Книдской.

Вообще, в этом плане нам очень повезло — Леша показывал нам в те места, которые он любит и в которые постоянно возвращается.

Конечно, за такое время от города мало что осталось, но направление улиц, фундаменты нескольких храмов, жилых домов, все это из мрамора и все это можно потрогать руками!
Очень много артефактов прямо под ногами. И при этом обалденнейшие виды вокруг, маяк, греческие острова…

Поужинав (было очень вкусно), мы еще успели пофотографироваться на фоне заката. Вечером пришвартовалось несколько яхт, которые шли на завершающий этап Winter Bodrum Trophy.

А совсем поздно ночью пришла гюлета и, швартуясь, освещала прожектором руины Книдоса.

14. Маяк

На рассвете самые бодрые из нас (Алексей, Алла, Лада и я с Надей) побежали на маяк. До маяка около 3 км по пересеченной местности, но поутру мы их преодолели с легкостью и определенным задором.

Тропа пересекает древние городские стены, и иногда — коммуникации, ведущие на маяк.

А вид с маяка открывается поистине потрясающий! Оба залива Книдоса, острова, бескрайняя морская даль и прибой у берега!..

Погуляв вокруг маяка, пошли на нашу яхту.

15. Переход в Бодрум.

Мы с Яриком по традиции выпили по чашечке утреннего турецкого кофе, экипаж был в сборе, и мы ушли в Бодрум. Пока огибали мыс, маяк красовался нам с разных ракурсов.

В проливе дуло с запада на восток, так что мы под парусами бодро и даже с некоторыми кренами шли к Бодруму.

Издалека увидели дистанцию предстоящей регаты и тренирущиеся яхты.

Яхты под спинакерами в открытом море — очень красивая картина. Подошли к Бодруму.

Связавшись по рации с мариной и доложив о прибытии, получили инструкции ждать маринеро. А вокруг красота! Белые с синим домики Бодрума, громада старинной крепости, построенной тамплиерами, и мачты, мачты, мачты.

16. Бодрум Марина

Маринеро нас провел на место стоянки, мы списались на берег. Первым делом пошли в душ. Я понимаю восторг Владимира Олейника, с которым он описывал души в Атакюй-марине. Вообще, помещение туалетов/душей покруче, чем некоторые наши музеи (по оформлению, не по атмосфере 😉 ).

По наводке Александры, которая встретила нас на пирсе, мы все вместе отправились отведать комплексный обед в китайском ресторане Red Dragon. (Насколько я понял, держит его яхтсмен).

Всего за 17,5 лир мы получили по большой тарелке китайского супа, ОГРОМНЕЙШЕГО блюда с рисом, лапшой и курицей в медово-соевом соусе. Без преувеличения, порции были огромны. Но ведь потом нам принесли еще и десерт!

В общем, вылезая из-за стола, я испытывал определенные трудности…

А дальше — небольшая прогулка по городу, по набережной

17. B.A.Y.K. WINTER TROPHY

А в Бодруме в это время полным ходом шла подготовка к регате. Такие знакомые, с одной строны, но такие масштабные приготовления!

В доке поднимаются яхты и моется днище, на боны закатываются тележки с карбоновыми парусами, дядьки лезут на мачты, идет замена парусов и тонкая настройка такелажа… Суета, в общем.

А у нас последний теплый вечер в этом экипаже. Ужинаем, и разбредаемся по каютам.

18. Крепость Бодрум

С утра варим кофе, собираем вещи, выносим их на бон, в супермаркете затариваемся подарками родным и друзьям, и идем в крепость. Очень разные яхты стоят вдоль пирса, очень колоритные люди прогуливаются по набережной.

И собаки! Большие, ленивые собаки валяются на тротуаре и греются на солнце. Где-то Red Bull открывает эндуро-мото-кросс, где-то на собранной сцене дети готовятся к выступлению. Но все это как-то без суеты, спокойно. Сказывается средиземноморская неторопливость, о которой рассказывал наш капитан.

Дошли до крепости. 30 лир… стоит ли оно того, или снаружи посмотреть (забегаю вперед, скажу — стоит, стоит однозначно! я туда пойду еще не раз)

Крепость возведена в XV веке рыцарями-госпитальерами с Родоса. Ранее здесь находилось одно из Семи чудес света — мавзолей карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος). Он перенёс несколько землетрясений и был разрушен в 1402 году. Впоследствии крестоносцы использовали часть обломков мавзолея в качестве строительного материала при сооружении стен замка.

Строительство укреплений велось под руководством архитектора Генриха Шлегелолта. В 1406 году сооружена замковая часовня, и лишь к 1437 году были готовы стены замка. Позже испанские рыцари перестроили её по своему вкусу — в готическом стиле.

В течение нескольких десятилетий замок периодически осаждался войсками Оттоманской империи, однако взят не был. В 1482 году здесь скрывался сын султана Мехмеда II и брат султана Баязида II после неудавшегося покушения на трон.

К 1522 году одно из Чудес света было окончательно разобрано и уничтожено, а в декабре того же года замок всё же капитулировал перед султаном Сулейманом. Все укрепления и замки Ордена перешли к туркам, а часовня была перестроена под мечеть.

Оплатили билеты, провели через кард-ридер, никаких злобных бабок, вообще никого… Замок грандиозен! Всюду гербы, смотровые площадки, по всей территории есть места, где стоят стульчики со столами, чтобы можно было отдохнуть, везде указатели, везде описания… Очень интересно было даже без гида.

На территории крепости, фактически, расположены разнообразные музеи. Подводная археология, греческие амфоры, римский корабль, стекло, монеты… И это мы еще не все видели.

По замку спокойно ходят павлины, неспешно решая свои павлиньи дела… В общем, хорошо, но мало. Но надо было спешить, т.к. яхта была готова к отходу, а нам надо было перенести вещи в офис марины.

19. Домой!

Оставив девушек в Красном Драконе, мы с Ярославом сбегали в марину, отнесли вещи в офис и простились с ребятами.

Пообедав, вернулись в марину, и вызвали такси до аэропорта Бодрум. Ярик и Света оставались в Бодруме до следующего утра, у них рейс на Киев на следующий день.

А мы погрузились в такси и поехали в аэропорт. По дороге я, на всякий случай, открыл карту и стал следить за нашим перемщением. И, когда мы, спустя 40 минут, проехали мимо поворота на аэропорт Бодрум, я спросил водителя, куда мы, собственно, едем?

Он ответил, что, едем мы в аэропорт Даламан! А что, разве вам в бодрумский? Ок, развернулись на следующей развязке, вернулись в аэропорт, и мы приехали задолго до чекина.

Смущало одно. Термометр в кафе Red Dragon показывал +32 в тени, а прогноз обещал в Харькове +3. Но все прошло нормально, нас встретили дедушка и бабушка Лады, мы погрузились в машину и, подремываю, доехали до Днепра.

На этом закончилось это и, надеюсь, началось следующее наше путешествие по морю под парусом.

Дорогой читатель, спасибо, что был с нами все это время 😉